Как избежать трудностей личностного плана
У одарённого ребёнка могут быть особые трудности, которые проявляются в общении со сверстниками, а нередко и со взрослыми. Одарённого ребёнка могут воспринимать как гиперактивного или, наоборот, необщительного. Так происходит потому, что занятия и дела, которые интересуют его сверстников, Вашему ребёнку кажутся скучными. Кроме того, эмоциональное и социальное развитие одарённого малыша часто не успевает за развитием интеллектуальным. Именно это и создаёт дополнительные проблемы.
Чтобы избежать этих трудностей, необходимо развивать в ребёнке следующие личностные качества и умения:
- уверенность, базирующаяся на сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
- интеллектуальная любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;
- привычка опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социального положения и образовательного уровня.
Вопрос: Какие родительские установки наиболее важны для воспитания одарённого ребёнка?
Ответ: Установки, показывающие ребёнку, что родители готовы с ним сотрудничать.
ВАЖНО! Постоянно давайте понять ребёнку:
- Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твой гнев, печаль, радость.
- Я буду уважать тебя и решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
- Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
- Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду заставлять тебя.
- Я учусь у тебя и открыт(а) новому опыту, который я познаю в общении с тобой.
ВАЖНО! Родители одарённых дошкольников могут почувствовать себя разочарованными, когда ребёнок пойдёт в школу. Смышлёный шестилетка быстро смекнёт, что уж лучше быть любимым середнячком и хорошистом, чем, по мнению сверстников, задавалой и умником. Сделав такие выводы, ребёнок перестаёт стараться.
Вопрос: Как развивать у одарённого ребёнка положительное отношение к школе?
Ответ: Выполняёте следующие рекомендации:
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
- Воспитывайте детей игровыми средствами.
- Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
- Обязательно поддерживайте и помогайте своему ребёнку, хвалите даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.
- Постоянно показывайте свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
ИСТОЧНИК: Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт. – сост. Ю.А.Афонькина, О.В.Филатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95 с. (стр. 87-88).